Ремонт ТНВД Bosch

В жизни многих автовладельцев, отдающих предпочтение дизелю, наступает момент, когда ремонт топливного насоса (аппаратуры) становится необходимостью. Разумеется, эту работу можно доверить мастерам специализированного сервиса, однако далеко не все могут позволить себе дополнительные затраты. Специально для тех, кто предпочитает самостоятельно ремонтировать своего железного коня, мы расскажем о ремонте пучковой механической ТНВД Bosch (Zexel), устанавливаемого на многие моторы Toyota, Nissan, Mitsubishi и другие авто.

Подготовка к работе

Прежде чем приступить к ремонтным работам, необходимо тщательно подготовить рабочее место и саму аппаратуру. Подготовительный процесс включает следующие этапы:

  1. Выставление меток ГРМ;
  2. Съём топливного насоса;
  3. Очистка корпуса от загрязнений;
  4. Подготовка чистого рабочего места;
  5. Проверка наличия необходимого инструмента.

Разборка и дефектовка

Для комфортной работы ТНВД необходимо зафиксировать в вертикальном положении на специальном стенде. Если ремонт выполняется в домашних условиях, для этой цели можно использовать обычные тиски. Когда всё будет готово, можно приступать к разборке насоса. Алгоритм действий будет следующим:

  • Снять трубки подачи и сброса топлива. Внимание: выкрутив штуцерный болт, фиксирующий подачу, аккуратно извлеките сеточку тонкой очистки.
  • Используя плоскую отвёртку, открутите 4 винта, соединяющие распределительную головку плунжера и корпус ТНВД. На некоторых моделях насосов применяются винты с внутренним шестигранником.
  • Аккуратно отделите головку от корпуса, и поместите её в ёмкость с дизтопливом. Туда же складываем сам плунжер, пружинки, ролики, шайбы и прочие элементы.
  • Перевернуть ТНВД и закрепить его в горизонтальном положении.
  • Удалите сальник вала, используя тонкую отвертку или другой аналогичный инструмент. Внимание: если сальник легко вышел из корпуса, следует проверить посадочное место на наличие выработки. При её обнаружении, задумайтесь о замене или реставрации корпуса.
  • Проверьте вертикальный люфт вала. Его наличие свидетельствует об износе бронзового уплотнения.
  • Снять пружину, фиксирующую лапку акселератора, предварительно проверив наличие заводской метки. При её отсутствии, поставить собственную.
  • Используя шестигранник, открутите головку ТНВД, проверьте состояние вала управления подачей и привода дозатора.

Когда разборка будет завершена, нужно проверить все детали на наличие износа, повреждений и дефектов. Наиболее распространёнными проблемами насосов Bosch и дочернего производителя – Zexel, являются:

    1. Механический износ плунжера – появление царапин, матовых пятен;
    2. Повреждение роликов, кулачковой (волнообразной) и регулировочной шайб – появление раковин, канавок, истирание;
    3. Выработка вала – образование канавки под сальником;
    4. Выход из строя электроклапана – топливо перестаёт поступать в ТНВД;
    5. Естественный механический износ корпуса – появление выработки и царапин на внутренней поверхности.

Особенности сборки

Завершив дефектовку, приобретя все необходимые детали и ремкомплект, можно приступать к сборке. Её следует производить в обратном порядке, обратив внимание на следующие нюансы:

  • Перед сборкой промойте и тщательно продуйте корпус;
  • Используйте только новые манжеты, сальник и медные шайбы;
  • При установке кулачковой шайбы (диска) обратите внимание, чтобы расположение штифта соответствовало метке на валу (риске). В качестве ориентира также можно использовать шпоночный паз;
  • При регулировке хода плунжера и сжатия пружин, придерживайтесь параметров, рекомендуемых производителем (индивидуально для каждого авто);
  • Перед установкой распределительной головки прочистите клапана обратного давления и вторую сеточку тонкой очистки (первая ставится под трубкой подачи).

Следуя этим простым рекомендациям, можно без труда «вылечить» ТНВД, избавившись от чрезмерного расхода топлива, проблем с холодным запуском, потерь мощности и прочих «радостей».